Это моя Родина! Большой материал о тружениках Канинской тундры
Как интересно устроена жизнь: в городе ты порой не успеваешь сделать и половины из того, что планировал на день; в тундре время словно меняет своё течение, 24 часа здесь — целая вечность.
В этом году наша страна отмечает 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Подвиг солдат, которые встали на защиту Родины, с честью прошли все испытания, уготованные судьбой, помнят даже в самых отдалённых уголках: там, где нет дорог и связи, куда не летают самолёты и не доставляют письма.
Мы садимся в вертолёт, который следует на полуостров Канин. Здесь готовятся встречать День оленевода — главный праздник тундры. Официально его отмечают 2 августа, но торжества растягиваются на всю неделю, ведь каждое хозяйство выбирает для себя наиболее удобную дату.
Путь из Нарьян-Мара на Канин не близкий, около четырёх часов лёту. Делаем небольшую остановку в селе Несь: здесь базируется Ненецкая община «Канин», проживает немало оленеводов, вышедших на пенсию. Ветераны отрасли поднимаются на борт, следом за ними места занимают и другие пассажиры.
Я сижу в хвосте и наблюдаю, как через грузовой люк в вертолёт затаскивают чёрную металлическую оградку. Родные Ивана Макаровича Латышева — героя оленной армии, участника Великой Отечественной — установят её у памятника на старинном ненецком кладбище.
Пузатая стрекоза приземляется на сопке посреди тундры. Бескрайние просторы раскинулись на сотни километров. Кругом ни души, лишь ветер свистит меж веток ивняка. Пассажиры с важной миссией выходят из вертолёта.
Род от Макаровича
А мы летим дальше. Праздник в этом году принимает седьмая бригада Ненецкой общины «Канин». На День оленевода в район реки Падлей — в переводе с ненецкого буквально «река под горой» — уже съехались гости.
Одна из первых, с кем мне удаётся пообщаться, — чумработница Екатерина Шубина. Беседа вяжется сама собой: как кого зовут да откуда приехали. Говорю, мол, летели долго, в тундре искали нужную сопку. Екатерина подхватывает нить повествования:
— Знаю, там дедушка мой похоронен. Все, кто там сегодня высадился, — мои родственники. Когда мы рядом кочуем и время есть, — всегда к деду заезжаем. Памятник-то давно уже поставили, он падать начал. Вот и поехали поправлять, оградку ставить.О дедушке Екатерина рассказывает с гордостью. Иван Макарович воевал ездовым в стрелковом батальоне на Карельском фронте, за мужество был награждён медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За победу над Германией». После войны вернулся в родную тундру.
— Раньше, когда люди в тундре умирали, их никто никуда не вывозил, как это делают теперь. Хоронили там, где они ушли, какое кладбище поближе. На этой сопке не только мой дедушка погребён, а ещё человек шесть или семь, —
рассказывает Екатерина Шубина.
Так начинается моё знакомство с людьми Канина. Где-то внутри зарождается мысль: вот то, что объединяет нас — таких непохожих, разных, городских и тундровых — память об истории своей страны.
Продолжение по ссылке.
Фото: Ольги Павловской