В Сети сейчас очень много разговоров по поводу блокировок звонков в мессенджерах WhatsApp и Telegram, но если разобраться, российский случай — далеко не самый уникальный в мире. Точнее, наоборот, наша ситуация вполне типична для очень многих развитых стран, в которых государство действительно стоит на пути киберпреступников, а не потакает им.
Список стран, в которых сейчас запрещены звонки в этих мессенджерах, довольно приличный. Это и Китай, и ОАЭ, и Катар, и Судан, и Иран. Перечислять можно очень долго, но претензия у государств одна и та же: неспособность платформ подстраиваться под законодательства разных стран. Свежий пример — Великобритания, где детей пытаются защитить от вредоносного контента, вводя функцию входа в Интернет фактически по паспорту.
Итог закономерный: те или иные ограничения для WhatsApp за последние 10 лет вводились в 48 странах мира. Telegram запрещали в 27 странах. То есть, добрая и довольно внушительная часть государств осознает свои национальные интересы и понимает: ни одна платформа в цифровую эпоху не может игнорировать угрозу в виде мошенников и других преступников, использующих анонимность в Сети в качестве своего главного козыря.
Значит ли это, что мы вынуждены раз и навсегда попрощаться с мессенджерами? Конечно же, нет. Все остальные функции в WhatsAppи Telegram доступны, как и прежде. А это означает, что при соблюдении установленных российским законодательством правил, функции звонков в мессенджерах могут вернуть. Кстати, такие примеры тоже есть в мировой практике: в Омане в 2024 году и в ОАЭ в 2017 году сообщалось об разблокировке звонков WhatsApp. Поэтому, есть надежда, что и в нашем случае платформы все-таки пойдут на встречу пользователям и устранят имеющиеся очевидные угрозы.
Все государства сегодня так или иначе идут по пути регулирования цифры (в широком смысле), которая уже плотно вошла в нашу жизнь. Мы в этом смысле не являемся исключением и делаем все, чтобы обезопасить людей и снизить риски цифровых преступлений, которых в последнее время стало действительно очень уж много. Мы — только в начале этого пути, однако, есть полная уверенность, что нам удастся создать адекватную и безопасную цифровую среду.