ПОДРОСТКАМ ВХОД ЗАПРЕЩЁН: АВСТРАЛИЯ ПЕРВОЙ В МИРЕ ОГРАНИЧИЛА СОЦСЕТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ. СРАБОТАЕТ ЛИ?
Эксперт по кибербезопасности, основатель компании по интернет-розыску Игорь Бедеров @irozysk
С технической точки зрения создать на 100% непроницаемый барьер невозможно. Регулирование, подобное австралийскому, — это скорее создание мощного правового и психологического сдерживающего фактора, а не технической стены. Ограничение соцсетей, наоборот, создаёт новые риски, появляется серая зона.
Для выполнения требований закона, подобного австралийскому, социальные платформы вынуждены внедрять многоуровневую систему проверки. Эти методы можно условно разделить на три категории.
Во-первых, это анализ цифрового следа, который позволяет оценить возраст пользователя, исходя из давности аккаунта, стиля публикаций, круга контактов и иных параметров. Однако его легко обмануть. Во-вторых, это биометрия — сканирование лица с помощью ИИ. Она требует согласия на обработку данных. К тому же точность ИИ оставляет желать лучшего. В-третьих, это документальная проверка личности: ID или привязка к банковскому счёту. Здесь появляется риск утечки данных, а также использования документов третьих лиц (родителей).
Власти знают о проблемах отдельных методов, поэтому платформы комбинируют подходы проверки возраста. Полевые отчёты из Австралии показывают, что запрет создал неожиданный образовательный эффект, но не тот, на который рассчитывали власти.
Родители сами учат детей обходить географические ограничения с помощью VPN-сервисов или создают для ребёнка «взрослый аккаунт». Это превращает формальный запрет в фикцию, перекладывая всю ответственность обратно на семью.
Есть и регуляторные косяки. Так, закон в Австралии изначально охватывал лишь десять крупнейших платформ. В итоге подростки начинают переходить на менее популярные сервисы. Помимо этого, закон в большинстве случаев не запрещает просматривать контент, будучи неавторизованным пользователем. Это оставляет лазейку для пассивного потребления, хотя и ограничивает общение.
Звучит парадоксально, но жёсткий запрет может сделать цифровую среду для подростков более опасной. Несовершеннолетние массово уходят на малоизвестные или нерегулируемые платформы, оказываясь вне зоны действия даже базовых механизмов модерации и родительского контроля. Блокировка популярных сервисов немедленно создаёт спрос на их разблокировку. Появляются мошенники, продающие несуществующие доступы, VPN-сервисы или взломанные аккаунты.
Будущее, вероятно, не за полным запретом, а за гибридной моделью с сочетанием технологий возрастной верификации и расширенных родительских инструментов контроля. Скорее обучение критическому мышлению, распознаванию угроз и безопасному поведению в сети может стать тем самым иммунитетом, который защитит подростка лучше, чем любой, даже самый сложный технический барьер.
Дарья Дугенцова, детский психолог @mama_planet
Алгоритмы соцсетей, согласно исследованиям, действительно влияют на развитие головного мозга ребёнка. Быстрый контент, к сожалению, ухудшает когнитивные способности детей, усиливает тревожность. Несовершеннолетний бессознательно начинает сравнивать себя с другими людьми, из-за этого может страдать самооценка. Самый страшный звоночек, что в соцсетях, к сожалению, довольно часто можно встретить педофилов. В этом плане безопасность соцсетей не реализована.
Несмотря на всё это, я против запрета соцсетей, скорее за их ограничение. Запрет, наоборот, приведёт к тому, что ребёнок будет пользоваться VPN-сервисами, покупать «взрослые» аккаунты, дополнительные телефоны. За время практики я столько историй встречала, как дети выкручивались из ситуации с запретами соцсетей, телефонов и т. д.
Период, когда ребёнок действительно готов нас слушать и обучаться, — это младший школьный возраст, с семи до 12 лет. Именно в это время важно прививать правила безопасного использования соцсетей.
Запретить легко, но лучше аккуратно, постепенно, вместе с родителями открывать этот мир интернета и соцсетей.
Точки зрения авторовмогут не совпадать с позицией редакции.






































