Алексей Васильев: В начале атомной эры, в восприятии людей атомные технологии вызывали священный трепет, и ничего похожего на радиофобию конца 80-90х, ещё не было и в помине

28 июня 2025, 07:54

В начале атомной эры, в восприятии людей атомные технологии вызывали священный трепет, и ничего похожего на радиофобию конца 80-90х, ещё не было и в помине. Наоборот, были ожидания что скоро атомные устройства придут чуть ли не в каждый дом, и поэтому естественным стремлением было попробовать применить эти технологии на транспорте. Опыт корабельных ядерных реакторов показал эффективность этого подхода. Поэтому мирный атом хотели поставить на службу авиации. Так в СССР появился Ту-95ЛАЛ (летающая атомная лаборатория).

На нем отрабатывалось размещение атомного реактора и его влияние на окружение. Следующим этапом должен был стать Ту-119 с подключенными атомными двигателями, но до него дело не дошло.

С мая по август 1961 года на Ту-95ЛАЛ было выполнено 34 полета. Самолетом управляли летчики-испытатели М. М. Нюхтиков, Е. А. Горюнов, М. А. Жила и другие, ведущим по машине был инженер Н. В. Лашкевич. В летных испытаниях участвовали руководитель эксперимента ученый-атомщик Н. Пономарев-Степной и оператор В. Мордашев.

Испытания Ту-95ЛАЛ показали высокую эффективность примененной атомной установки и системы радиационной защиты, но при этом выявили ее громоздкость, слишком большой вес и необходимость дальнейшего совершенствования. А главной опасностью атомного самолета была признана возможность его аварии и заражения больших пространств.

Американцы так же в это время проводили свои эксперименты на летающей лаборатории Convair NB-36H. Что в СССР, что в США эту тему закрыли почти одновременно.

После тех экспериментов, к теме ядерной двигательной установки для авиации всерьез не возвращались, все таки слишком высокий риск эксплуатации в атмосфере.. но опыт проектирования компактных энергетических установок пригодился в космическом пространстве. И далёкие потомки тех экспериментальных установок сейчас готовятся изменить ситуацию в межпланетных исследованиях, в качестве сердца космического ядерного буксира с плазменными двигателями.

Русский Инженер -
подписаться

Популярные новости за сутки

Больше новостей на Nao-news.ru