«Материалистка» — в расфокусе

28 июня 2025, 12:40

Материалистка в расфокусе. Кинокритик Платон Беседин @pbesedinreal продегустировал модную киноновинку: продукты свежие, но не сочетаются.

Материалистка очень странное кино, похожее на смузи, сделанное из разных ингредиентов, которые в теории должны удачно подчеркивать достоинства друг друга, но в реальности выходит совсем наоборот. Режиссер Селин Сон пытается интересно обыграть то, что давно уже было сказано. Есть девушка Люси из не очень богатой семьи, которая пять лет назад рассталась с парнем Джоном, потому что он был беден. Люси стала брачным агентом: теперь она сводит мужчин и женщин, отправляя их на свидание. Делает она это сугубо рационально. Ясно, что по законам жанра должен появиться тот, кто мир девушки перевернет богатый мужчина (единорог).

Но богач окажется не совсем единорогом. Он сломает себе ноги, чтобы стать на 15 сантиметров выше, а это в мире Материалистки уже большая проблема. Вообще тема роста в фильме обыгрывается не просто часто, а навязчиво часто. Селин Сон как бы снова и снова пытается втемяшить в зрительские головы: герои должны возвыситься над собой, перерасти дух мещанства и пошлости, стать настоящими людьми. Но ведь, чтобы это произошло, и душа воспела, необходим катарсис, а его в Материалистке нет.

Самое прекрасное в этом фильме то, что даже любовный выбор Люси анализирует, ставя знак больше или меньше. Любовь это тоже математика, но совершенно иного рода. И еще обреченность. Делить на ноль нельзя, говорит режиссер Селин Сон, но умножать на ноль можно, а любовь в данном случае это два нуля, которые, перевернувшись от накативших чувств, становятся бесконечностью.

Здесь все герои так или иначе, материалисты. Это, кстати, и есть оригинальное название ленты Materialists; во множественном числе. Чистой, незамутненной эссенции любви нет да, да! ни в ком из героев, но некоторые, как Джон, могут сделать себя по-настоящему живыми возвыситься, и для этого им необязательно ломать себе ноги. Так что не правы те, кто посчитали Материалистку морализаторской сказкой. Однако и апологией потребительства эту ленту не назовешь.

Впрочем, тут априори нет и не может быть единого прочтения. И не потому, что Материалистка глубокомысленное, многослойное кино; нет, отнюдь. Просто перемудрила Селин Сон там, где надо было сделать проще и, наоборот, недомудрила там, где стоило копнуть глубже, добавив экзистенциального прочтения. Да, пожалуй, при некоторых достоинствах Материалистки главное, чего ей не хватает это фокуса на действительно важных, первостепенных вещах.

Смотрели фильм, согласны с мнением нашего эксперта?

#КиноБеседина

Подписаться на 360.ru I Предложка I 360 ЧП

Больше новостей на Nao-news.ru