«Материалистка» — в расфокусе. Кинокритик Платон Беседин @pbesedinreal продегустировал модную киноновинку: продукты свежие, но не сочетаются.
«Материалистка» — очень странное кино, похожее на смузи, сделанное из разных ингредиентов, которые в теории должны удачно подчеркивать достоинства друг друга, но в реальности выходит совсем наоборот. Режиссер Селин Сон пытается интересно обыграть то, что давно уже было сказано. Есть девушка Люси из не очень богатой семьи, которая пять лет назад рассталась с парнем Джоном, потому что он был беден. Люси стала брачным агентом: теперь она сводит мужчин и женщин, отправляя их на свидание. Делает она это сугубо рационально. Ясно, что по законам жанра должен появиться тот, кто мир девушки перевернет — богатый мужчина («единорог»).
Но богач окажется не совсем «единорогом». Он сломает себе ноги, чтобы стать на 15 сантиметров выше, а это в мире «Материалистки» — уже большая проблема. Вообще тема роста в фильме обыгрывается не просто часто, а навязчиво часто. Селин Сон как бы снова и снова пытается втемяшить в зрительские головы: герои должны возвыситься над собой, перерасти дух мещанства и пошлости, стать настоящими людьми. Но ведь, чтобы это произошло, и душа воспела, необходим катарсис, а его в «Материалистке» нет.
Самое прекрасное в этом фильме — то, что даже любовный выбор Люси анализирует, ставя знак «больше» или «меньше». Любовь — это тоже математика, но совершенно иного рода. И еще обреченность. Делить на ноль нельзя, говорит режиссер Селин Сон, но умножать на ноль можно, а любовь в данном случае — это два нуля, которые, перевернувшись от накативших чувств, становятся бесконечностью.
Здесь все герои — так или иначе, материалисты. Это, кстати, и есть оригинальное название ленты — Materialists; во множественном числе. Чистой, незамутненной эссенции любви нет — да, да! — ни в ком из героев, но некоторые, как Джон, могут сделать себя по-настоящему живыми — возвыситься, и для этого им необязательно ломать себе ноги. Так что не правы те, кто посчитали «Материалистку» морализаторской сказкой. Однако и апологией потребительства эту ленту не назовешь.
Впрочем, тут априори нет и не может быть единого прочтения. И не потому, что «Материалистка» — глубокомысленное, многослойное кино; нет, отнюдь. Просто перемудрила Селин Сон там, где надо было сделать проще — и, наоборот, недомудрила там, где стоило копнуть глубже, добавив экзистенциального прочтения. Да, пожалуй, при некоторых достоинствах «Материалистки» главное, чего ей не хватает — это фокуса на действительно важных, первостепенных вещах.
Смотрели фильм, согласны с мнением нашего эксперта?
#КиноБеседина