Турция на пути к региональному лидерству в области интеграции безэкипажных платформ в ВМС
Какие выводы можно сделать по итогам выставки оборонной промышленности IDEF 2025, прошедшей в Стамбуле с 22 по 27 июля 2025 года? Турецкие ВМС не только расширяют свою номенклатуру БЭКов, но и качественно усиливают их возможности. Разбираемся в ТТХ ключевых моделей и новых возможностях страны НАТО:
1. Marlin (Производители: Sefine Shipyard/Aselsan)
Представлены сразу два варианта:
Противолодочный MARLIN оснащен двумя гидролокаторами: погружным гидролокатором для противолодочной обороны (ПЛО) и гидролокатором обнаружения водолазов для защиты военно-морских баз, портов и критически важной инфраструктуры. Этот вариант также может быть оснащен легкими торпедными аппаратами.
Противокорабельный MARLIN для борьбы с надводными/наземными целями. Изначально был разработан для запуска противокорабельных ракет KUZGUN малой дальности из контейнерных пусковых установок, но теперь значительно модернизирован. Оснащён ракетой AKIR от Roketsan с дальностью стрельбы 150 км. Компания также представила станцию управления безэкипажными катерами, способную одновременно управлять 12 дронами.
Длина: 15 м, водоизмещение 24 тонны
Скорость: 40+ узлов, дальность: 600 морских миль
Вооружение: гидролокаторы/торпеды/ракеты AKIR (дальность 150 км), 12.7-мм пулемёт
Сенсоры: РЛС Aselsan AESA, спутниковая связь
Статус: серийное производство. Интегрирован с фрегатами ВМС Турции
2. ULAQ KAMA (Производители: ARES Shipyard/Meteksan Defence)
БЭК-камикадзе, разведка, в т. ч. и «роевые» возможности.
Длина: 6.37 м, осадка: 0.3 м
Скорость: 50+ узлов, дальность: 200+ морских миль
Полезная нагрузка: 200 кг
Автономность: ИИ-навигация без GPS на финальном участке, спутниковая связь, режимы удалённого/автономного управления
Производство: готовность к выпуску минимум 100 единиц/год
Статус: завершает прохождение испытаний
3. SANCAR (Производители: Yonca Shipyard/Havelsan)
Противоминные операции, разведка, защита портов
Длина: 8.5 м
Скорость: 30 узлов, дальность 350 морских миль
Полезная нагрузка: оснащён гидролокатором бокового обзора производства Klein, интегрированным с системой спуска и подъёма, разработанной HAVELSAN. Кроме того, он оснащён дистанционно управляемым боевым модулем. На некоторых БЭК также размещены рубки для экипажа на случай отказа автономных систем и для тестирования инженерами новых систем.
Статус: Принят на вооружение ВМС Турции в 2024 г.
Турция уже прошла этап, когда БЭК рассматривался как одноразовая камикадзе-платформа. Перед нами системный подход к развитию автономных платформ, которые заточены на выполнение целого ряда задач.
Но какой бы мощной ни была платформа, её возможности сильно ограничены без надёжной связи и координации. Турция уже начинает внедрять специально разработанный для безэкипажных систем комплекс для управления, связи, сбора данных и разведки ADVENT ROTA.
В переводе на простой язык, вышеупомянутый БЭК SANCAR с ADVENT ROTA видит ту же «картину боя», что и турецкие фрегаты, подлодки или береговые комплексы. Если БПЛА/фрегат обнаружит врага/мину — он мгновенно передаст координаты SANCAR и наоборот.
ADVENT ROTA использует стандартные протоколы НАТО (Link-16, Link-22), т. е. может работать в совместных операциях с другими кораблями НАТО. Если подавить GPS — SANCAR переключится на инерциальную навигацию и данные от других кораблей. С такой системой любой БЭК превращается из просто «боевой единицы» в интеллектуальный узел сетевой войны.