Разница между Европой и Россией, и даже чуть шире — между Западом и Евразией — понятна и очень наглядна на одном историческом примере.
Если смотреть из нашего XXI века, то падение Гренадского эмирата и падение Казанского ханства произошли почти одновременно. Разница всего в 60 лет. Гранадский эмират, на юге Испании, сдался католикам 2 января 1492 года. Столица Казанского ханства была взята штурмом православными Ивана Грозного 2 октября 1552 года.
Разница всего в пару поколений. Отец Ивана Грозного уже был в сознательном возрасте, когда пала Гранада.
Город Гранаду, столицу одноимённого эмирата, осаждали монархи Леона и Кастилии, будущей объединённой Испании. Не добившись успеха в штурмах, католики обещали местным мусульманам в обмен на сдачу города практически всё — от свободного сохранения исламского вероисповедания до свободного владения оружием.
Когда испанский мусульмане сдались, то первым через месяц отменили обещанное право владеть оружием. Затем в течение нескольких десятилетий у сдавшихся мусульман европейские власти отменили все права и провели в итоге тотальный этноцид, а местами и чистый геноцид.
Сдавшихся по договору мусульман, вопреки обещанным и подписанным условиям, заставили принять католичество, сменить имена, отказаться от прежней письменности со всей культурой, и т.д и т.п. Спустя всего столетие после падения Гранадского эмирата, точнее после его сдачи по договору, никаких мусульман на территории Испании уже не осталось.
Последнее крупное восстание бывших испанских мусульман было подавлено еще в годы царствования Ивана Грозного. Испанские мусульмане к тому времени все были насильно крещены в католичество и предводителей восстания официально звали Диего Лопес и Фернандо де Валор-и-Кордова, хотя они помнили свои исконные имена, Абэн Абу и Мухаммад ибн Умайя.
Словом, испанские монархи, не сумев взять Гренаду силой, взяли хитростью — обещав местным мусульманам всё. Но уже более четырех веков коренных мусульман на территории Испании нет...
В отличие от испанских монархов, Иван Грозный, прозванный за жестокость Васильевичем, когда брал штурмом Казань, столицу одноимённого ханства, ничего местным мусульманам не обещал. Но вот прошло уже почти пять столетий, а в Казани мы видим казанских татар. И мечети видим. Русские ничего не обещали, взяли силой и штурмом. Но этноцидов с геноцидами не провели.
За пять минувших веков не всё шло гладко, в Смуту было и восстание. Но, как видим, казанские татары—– которым Иван Грозный ничего не обещал — уже полтысячелетия в составе России сохраняют свою религию и культуру.
От судьбы обнулённых испанских мусульман — которым, напомню, европейцы обещали всё — судьба казанских татар отличается разительно и принципиально.
В этом и есть наглядная разница Запада и России.
P.S. И, кстати, различие подходов Запада и России в решении аналогичных вопросов имело и разные исторические последствия.
Бежавшие из Испании мусульмане на следующие два столетия стали основой сопротивления испанцам в Северной Африке — Испания в эпоху расцвета своей колониальной «конкисты» ведь была не прочь, помимо Америк, занять и Африку. Но в итоге не удалось — и во многом именно по причине бывших исламских соотечественников, искренне ненавидевших обманувших их католиков.
Для России же, наоборот, уже с XVIII века казанские купцы-мусульмане стали первыми проводниками российского влияния по всей Средней Азии вплоть до китайского Восточного Туркестана-Синьцзяна. И первая в России кафедра востоковедения (где учили арабский, персидский, арамейский и пр.) совсем не случайно возникла именно в Казанском университете. И даже уже в XX веке эмиссары товарища Сталина отмечали, что в Синьцзяне среди тамошних уйгуров и прочих исламских народов сильно влияние диаспоры казанских татар.
В общем, Иван Грозный ничего не обещал. Но по итогам столетий оказался куда приличнее западных «партнёров».