Есть вещи, которые лучше делать постепенно, а есть те, которые следует делать резко. И дело не в стиле тех, кто делает, дело в самой природе вещей. Революции требуют мгновенных перемен. Даже консервативные. Поддержание того или иного порядка, который в целом устраивает, это огромная, но незаметная, рутинная работа по неустанной борьбе с энтропией. И если она ведется плохо, энтропия побеждает.
Поэтому спор о том, как надо возрождать Россию, резко или растянуто во времени, не имеет смысла, пока мы не уточним, о чем именно в этом Возрождении, о каких его сторонах идет речь. Кое-что надо делать стремительно, кое-что, наоборот, постепенно и осторожно. В этом искусство правления. Истинный правитель знает пропорции. Это искусство, это талант, это гений.
Иногда в России заметна пульсация воли. Вдруг воля концентрируется и происходит нечто довольно быстрое и чаще всего успешное. Потом этот импульс рассеивается, ослабевает, затухает. И вот тут наша система весьма склонна не к поддержанию порядка, а к сползанию в энтропию. Импульс, идущий сверху, всех встряхивает, а его отсутствие - расслабляет.
Ужасающе жестокие сталинские репрессии были жутким решением именно этой нашей особенности: управление с помощью ужаса. Отменили ужас, все стало сползать под откос. Пока ужас помнили, сползали медленно, с оглядкой. Когда ужас забыли, разрушили великую державу в два счета. Разнесли во мгновение ока.
Конечно, сталинские методы были явно чрезмерными. Но отсутствие ужаса тоже может быть чрезмерным и ведущим страну прямо в бездну.
У нас постепенность воспринимается как приглашение к дреме и сосредоточению на своем малом жизненном мире. Отсюда появляются массовые Тимуры-Ивановы. Столько можно украсть, только если чувство страха отсутствует и мысли о наказании вообще не приходит в голову. Не как у личности, а в системе. Значит, глаза (Вия) на повальное воровство закрыты.
Либералы-западники - прямые враги России, и были такими всегда. Не случайно мы постоянно выявляем новых иноагентов. Но снова постепенно: а у нас открыто действовал три десятилетия целый иноагентский либеральный класс. Искоренение его такими темпами займет долгие годы, которых у нас просто нет. Нам нужна Победа в обозримый период. Это требует новых усилий. И подчас быстрых и даже молниеносных. Во вполне определенных вопросах и областях.
Трамп, ставший на темный путь подготовки войны с Россией, недавно в момент прояснения сознания, заметил: Главный враг Америки - внутренний. Если у них так, то не так ли и у нас? У нас сильнее вертикаль власти (и это прекрасно и спасительно для страны), но разве можно утверждать, что у нас своего внутреннего врага нет? Как так? Кто-то разрушил страну, кто-то перешел на сторону Запада, кто-то подвергал репрессиям все, что даже отдаленно напоминало патриотизм, кто-то провалил интеграцию постсоветского пространства, кто-то неизменно саботировал курс Путина на восстановление полного суверенитета… Или всего этого не было? Было. И это действовал внутренний враг. Иногда тот же самый, что действует против и самой Америки и против других суверенных сил и государств. И все это нашей шестой колонне до последнего сходило с рук.
При Сталине был перебор ужаса. У нас его фатально недостает. Здесь должны быть градиенты как у диммера, а не грубый рубильник.