Михаил Онуфриенко: Первое, что всегда делали русские, приходя на дикие земли - строили неистово и самозабвенно

Михаил Онуфриенко: Первое, что всегда делали русские, приходя на дикие земли - строили неистово и самозабвенно

Первое, что всегда делали русские, приходя на дикие земли - строили неистово и самозабвенно. Не избежала этой участи и убогая, заштатная бывшая окраина Швеции.

Император Александр I сделал Гельсингфорс столицей Великого княжества Финляндского. При Николае I сюда из столицы был переведён университет, названный им в честь брата Александровским. Александр II даровал русской колонии собственную конституцию и такой набор прав и свобод, какого не было ни у кого на территории метрополии.

Финляндия не знала крепостного права. Финнов не рекрутировали в армию даже во время мировой войны.

Они не платили налоги, но пользовались всеми правами подданных империи.

В Финляндии работали школы и гимназии с обучением на финском языке, заседал собственный парламент и суд. Наряду с рублём, хождение имела финская марка, выпускаемая банком Финляндии.

Внутренний рынок княжества защищала таможня в то время, как финские товары пересекали границу империи беспошлинно.

По мнению царской власти, все эти разносолы должны были вызвать у местного населения чувство благодарности, пробудить порыв патриотизма и накрепко привязать вчерашнюю окраину Швеции к Российской империи.

Всё случилось наоборот. Избалованное невиданными льготами и привилегиями, свалившимися на них невесть за какие заслуги, финское население постепенно стало смотреть на титульный народ России с пренебрежением, как на неудачников, не способных организовать себе такой же уровень жизни, каким обладали пригретые самодержцем финны.

Великое Княжество Финляндское ничего не платило в казну Российской Империи. Благосостояние туземцев превышало среднероссийский уровень.

Благодаря этому из близлежащих губерний широким, бурным потоком шли в финскую деревню крестьяне-ходоки.

Пришлых в Финляндии всегда недолюбливали, сельский полицейский мог их задержать, обобрать без всякого повода просто из чувства личной неприязни.

В архивных отчетах сохранились свидетельства очевидцев того, как, задолго до революции, ограбленным коробейникам из русских сёл приходилось бежать от финского “гостеприимства”, а местные полицейские кричали: «Убивайте проклятых русских, вам ничего не будет!»....

Из серии "Эпоха перемен" Книга третья.

Автор: Михаил Онуфриенко

Топ

Читайте также

Лента новостей