АМЕРИКАНСКИЙ УЛЬТИМАТУМ. ЧЕГО ШТАТЫ ДОБИВАЮТСЯ ОТ ИРАНА

АМЕРИКАНСКИЙ УЛЬТИМАТУМ. ЧЕГО ШТАТЫ ДОБИВАЮТСЯ ОТ ИРАНА

АМЕРИКАНСКИЙ УЛЬТИМАТУМ. ЧЕГО ШТАТЫ ДОБИВАЮТСЯ ОТ ИРАНА

Аббас Джума, журналист-международник, автор Telegram-канала @Abbasdjuma

Иран готов к уступкам. Как пишет NYTсо ссылкой на иранских и американских чиновников, исламская республика может приостановить или даже закрыть свою ядерную программу, чтобы избежать войны с США.

Иранские источники не подтверждают такой радикальной готовности Тегерана идти навстречу. Но и не опровергают. Впрочем, иранские эксперты и СМИ подчёркивают, что, если бы проблема на самом деле была в иранской ядерной программе, проблемы бы не было. Иранцы искренне полагали, что вопрос был исчерпан в 2015-м, когда между их страной и группой «5 + 1» было подписано историческое соглашение — Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) — сделка, призванная обеспечить исключительно мирный характер ядерной деятельности Тегерана под контролем МАГАТЭ. В обмен с Ирана снимались санкции. Ситуация, что называется, win-win, учитывая, что иранцы ещё в начале нулевых сами запретили себе производство ядерного оружия (фетва верховного лидера Ирана Али Хаменеи). Но к власти пришёл Дональд Трамп, и сделка, как известно, была в одностороннем порядке расторгнута.

В свете происходящего встаёт вопрос: а что вообще американцам нужно от Ирана через восемь месяцев после того, как США нанесли удар по исламской республике и Трамп лично объявил, что иранская ядерная программа уничтожена? Если Штатам нужна война, почему они до сих пор не напали? Если сделка, то на каких условиях? И чем были плохи договорённости, достигнутые при Обаме? Уже молчим про роль Израиля — это отдельная тема.

К тому же нулевой уровень обогащения урана не единственное требование США. Америка требует ограничения производства баллистических ракет и прекращения поддержки так называемых иранских прокси в регионе (в частности, «Хезболлы» в Ливане, ХАМАС в секторе Газа и хуситов в Йемене). На это многие иранцы не согласны.

Так, иранский консервативный политик Амирхоссейн Сабети, выступая перед парламентом, задаёт вопрос: «А что хорошего иранцы увидели от переговоров в Омане? Зачем отправлять делегацию в Турцию? В прошлый раз они начали бомбить нас прямо во время переговоров. Почему мы так стремимся повторить ту же самую стратегическую ошибку?»

Для очень многих иранцев гораздо приемлемее война, чем уступки по всем пунктам, что, во-первых, равносильно демонстрации слабости, а во-вторых, всё равно не является гарантией безопасности. Скорее наоборот.

Таким образом, полагают иранские консерваторы (на мой взгляд, реалисты), у Ирана остаётся два варианта. И оба не очень. Либо пойти на максимальные уступки, ненадолго отложив войну. Либо вступить в войну, в которой проиграют все.

Есть и те, кто надеется, что коллективное давление России, Китая и государств Персидского залива всё-таки сможет воздействовать на Дональда Трампа.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Специально для RT. Подписаться

Источник: Telegram-канал "Специально для RT"

Топ

Читайте также

Лента новостей