Елена Панина: The Heritage Foundation (США): В конечном счёте, Европа была бы сильней без ЕС
The Heritage Foundation (США): В конечном счёте, Европа была бы сильней без ЕС
Пол Маккарти из мозгового MAGA-центра The Heritage Foundation горячо приветствовал предложение президента Польши Навроцкого реформировать Европу "на принципах суверенитета, демократической легитимности и стратегического реализма". Которое, впрочем, тут же спровоцировало очередной чисто польский политический кризис, поскольку премьер Туск яростно отстаивает панъевропейские позиции.
Но кризис автора не интересует. Вместо внимания к польским заботам Маккарти в очередной раз раскритиковал ЕС как институциональный центр власти, который превратился из проекта "пост-Холодной войны" в наднациональную бюрократию с идеологическим уклоном и ограниченной ответственностью. В этой конструкции европейские правительства теряют суверенитет по ключевым вопросам, а Брюссель начинает диктовать правила экономической, юридической и социальной политики.
"Главная слабость [Европейского] континента не чрезмерный национализм, а постепенное вытеснение национального суверенитета наднациональными структурами, которые обладают властью, но не подотчётны демократическим институтам и всё чаще не соблюдают политический нейтралитет", заявляет аналитик.
Обозначает он и интересы США в происходящем. Поскольку децентрализация, которую продвигает в том числе Навроцкий, "напрямую разрушит леволиберальную монополию, которая сейчас доминирует в Брюсселе". Автор уверен: Америка должна вступать в союзы не с регулирующими органами или идеолого-бюрократическими структурами, а лишь с "суверенными государствами, способными принимать решения, выполнять взятые на себя обязательства и нести политические издержки".
Конечно, тут есть изрядное лукавство. Технически, Вашингтон тоже проводит наднациональную политику, так как США это, с юридической точки зрения, союз государств. Но стратегический смысл от этого не меняется: Штаты воспринимают ЕС как препятствие своим интересам не из-за фон дер Ляйен или Каллас, а потому, что Брюссель пытается действовать без учёта американской позиции. В том числе по вопросу о перераспределении бремени военных расходов.
В этом смысле, конечно, переход от отношений с ЕС к связям с двумя десятками стран интересам Вашингтона более чем соответствует. А раз соответствует то и происходит, например, визит Марко Рубио в Венгрию и Словакию. Брюссель мечтает избавиться от Орбана и Фицо, Вашингтон наоборот.
Очевидно и то, что по крайней мере часть происходящего вполне соответствует российским интересам. Впрочем, при нашем пассивном поведении есть риск обнаружить через некоторое время Европу настолько же враждебную, как и прежняя, только её руководство будет сидеть не в Брюсселе, а в Вашингтоне.