Первый профицит за 10 лет? О ситуации с бюджетом в США
Первый профицит за 10 лет? О ситуации с бюджетом в США
В США июнь был исполнен с профицитом в 27 млрд и это первый бюджетный профицит с июн.16 для соответствующего месяца года.
Вообще, апрель, июнь и сентябрь практически всегда профицитные в США в условиях стабильного макроэкономического развития. Например, с 1998 по 2016 июнь был профицитным 23 из 29 раз, за исключением 1990-1991 и 2009-2012.
С 2017 по 2024 включительно был дефицит, однако улучшение бюджетной ситуации в июн.25 обусловлено, по сути, одним нерегулярным фактором студенческие кредиты. Так в июн.24 расходы на федеральные прямые студенческие кредиты составили 65.9 млрд, а федеральные семейные образовательные кредиты 12 млрд.
В совокупности, разовый фактор образовательных кредитов (точнее субсидий) обеспечил снижение расходов на образование на 78.7 млрд, что и сформировало профицит.
Общие расходы по всем позициям в июне составили 499.4 млрд vs 532.2 млрд (-6.2% г/г), а без учета разовых студенческих субсидий рост на 10.1% г/г.
С доходами ситуация относительно неплохая, но вновь есть нюансы. Доходы составили 526.4 млрд vs 466.3 млрд годом ранее (+12.9%), целиком обусловленные подоходным налогом (+51.3 млрд) и пошлинами (+20.3 млрд) в общем росте на 60.2 млрд.
Пошлин собрали 26.6 млрд, но фактор Трампа это около 20 млрд дополнительных сборов в месяц (220-260 млрд потенциала в год), по крайней мере, по конфигурации пошлин на июнь.
Рост подоходного налога не связан с зарплатой, т.к. соцвзносы выросли всего на 1.2% г/г, а основной вклад вносят налоги на инвестиционный доход.
Есть и негативный аспект снизились налоги на прибыль на 16.3% г/г или 13.3 млрд, что практически нейтрализовало эффект от пошлин.
В период активности Трампа (февраль-июнь) дефицит бюджета составил 0.5 трлн vs 0.74 трлн в 2024, 0.93 трлн в 2023 и в среднем 0.41 трлн в 2017-2019 за аналогичный период времени, где доходы составили 2.41 трлн vs 2.17 трлн в 2024 и 1.94 трлн в 2023, а расходы не изменились 2.91 трлн vs 2.91 трлн в 2024 и 2.87 трлн в 2023.
За 9м25 дефицит на околорекордных уровнях 1.34 трлн vs 1.27 трлн за 9м24, 1.39 трлн за 9м23 и 0.52 трлн за 9м22.
Доходы составили 4 трлн за 9м25 vs 3.75 трлн за 9м24, 3.41 трлн за 9м23 и 3.83 трлн за 9м22.
Чем обусловлен рост доходов на 6.8% г/г или 254 млрд?
Подоходный налог внес положительный эффект на 174 млрд и +9.2% г/г (по моим оценкам инвестиционный налог обеспечил около 110-115 млрд за 9м25),
Пошлины обеспечили +52.4 млрд и +94.3% г/г,
Соцвзносы внесли 40.8 млрд и выросли на 3.1% г/г,
Налоги на прибыль сократились на 6.7% г/г или 26.4 млрд.
Расходы выросли до 5.34 трлн за 9м25 vs 5.03 трлн за 9м24, 4.8 трлн за 9м23 и 4.35 трлн за 9м22.
Чем обусловлен рост расходов на 6.3% г/г или 318 млрд за 9м25?
Медицина в совокупности 139.7 млрд
Пенсии и ветераны 134.1 млрд
Процентные расходы 66.4 млрд.
Остальные категории интегрально почти по нулям, но есть две сильно растущие категории:
Социальное обеспечение 47 млрд
Оборона 38.9 млрд.
И две категории, обеспечивающие наибольший вклад в снижение расходов:
Образование 100.3 млрд (эффект отсутствия студенческих субсидий)
Кредиты бизнесу и банкам 49.8 млрд (эффект отсутствия поддержки банкам по линии FDIC в ответ на кризис весны 2023).
Это разовые эффекты, которые уйдут из базы расчета в следующем году. Без учета разовых эффектов расходы растут с потенциалом на 9-10% в год или свыше 700 млрд в год.
Доходы, наоборот, будут иметь тенденцию к сокращению.
Дефицит бюджета за 12м временно сократился до 1.9 трлн из-за разовых эффектов студенческих субсидий, но с июля вновь начнет расти и вернется к 2 трлн к сен.25, а далее до 2.5-2.6 трлн по мере актуализации большого и красивого законопроекта.