Олег Царёв: Закон о VPN наделал много шума
Закон о VPN наделал много шума.
Некоторые СМИ сообщили о введении штрафов за использование VPN, были те писали о введении наказания за его рекламу.
Однако на деле штрафы за рекламу VPN не ввели, поскольку они уже были. И даже штрафы не выросли, а наоборот снижены, хотя рекламировать и распространять информацию о таких сервисах теперь станет заметно сложнее. Подробности ниже.
Поправки к КоАП внесены ко второму чтению законопроекта, изначально не имевшего отношения к интернету. Такой подход позволяет продвигать спорные нормы когда не нужна широкая огласка, обсуждения и ускоряет принятие.
Изменения охватывают два направления:
Введение ответственности за умышленный поиск и доступ к заведомо экстремистским материалам, в том числе с использованием VPN;
Установление новых, более мягких штрафов за рекламу и распространение информации о VPN-сервисах.
Ранее в законе предусматривалась ответственность только за распространение экстремистских материалов. Теперь наказуемыми стали и их поиск или доступ к ним особенно с помощью VPN. За один такой эпизод полагается штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
Что касается VPN, то теперь за его рекламу предусмотрены: для граждан от 50000 до 80000 рублей, для должностных лиц от 80000 до 150000, для юридических лиц от 200000 до 500000. Раньше штрафы были выше до 200000 для физлиц и до 4 млн рублей для организаций.
Причина нововведений в массовом использовании VPN. Блокировки YouTube, Facebook и других ресурсов оказались малоэффективными: пользователи продолжают получать доступ через обходные инструменты и не спешат переходить на отечественные аналоги. Прямой запрет мог бы вызвать негативную реакцию, поэтому борьбу с VPN решено вести косвенно через ограничения на распространение информации о нём.
Часть СМИ и пользователей неверно трактовали закон, посчитав, что теперь штрафуют за само использование VPN. На самом деле запрета на использование нет санкции касаются его рекламы и содействия распространению.
Основания для наказания стали значительно шире: теперь под статью могут попасть любые публикации, прямо или косвенно помогающие установить или использовать VPN инструкции, обзоры, статьи и даже комментарии в соцсетях. Раньше подобные материалы часто подавались для ознакомления и не преследовались, теперь же такая форма подачи тоже признана нарушением.
Речь идёт не только о коммерческой рекламе: любые публикации, упрощающие установку VPN, приравниваются к нарушению. Система наказаний стала более гибкой теперь её проще применять массово, а более низкие штрафы рассчитаны на то, чтобы не вызвать жёсткой общественной реакции.
Отдельно стоит отметить блок по экстремистским материалам. Экстремистские материалы это информация или документы, оправдывающие действия вроде национального, расового или религиозного превосходства и уничтожения социальных групп. В федеральном реестре Минюста более 5300 таких позиций.
В реестр входят треки Оксимирона**, Славы КПСС и др. , сцены из фильмов, сатирические ролики и многое другое.
Если раньше ответственность наступала только за распространение таких материалов, то теперь и за
сам факт поиска, особенно если использовался VPN.
При этом технически зафиксировать такие нарушения стало проще. Поисковые запросы, IP-адреса, посещение страниц из реестра могут отслеживаться провайдерами, администраторами Wi-Fi-сетей, IT-отделами в организациях. Это ускоряет процесс доказывания.
Таким образом, прямой запрет на VPN в России не вводится, но существенно ограничивается возможность его продвижения и использования для доступа к запрещённым материалам. Одновременно появляются новые механизмы слежения и ответственности а значит, хоть штрафы станут меньше, штрафовать станут намного чаще.
Для сравнения: в странах вроде Китая, Ирана, Туркменистана или ОАЭ VPN запрещены или строго ограничены, за их использование возможны крупные штрафы и даже уголовное преследование. В западных странах это легальный инструмент защиты конфиденциальности и цифровой безопасности.
**Внесен в России в реестр иноагентов.