Инфляционные ожидания российского бизнеса выросли до максимума с марта
Закончился 7-месячный период (дек.24-июн.25) снижения инфляционных ожиданий российских компаний, июльский показатель (18.96 п.п) почти сопоставим с мар.25, но насколько велико отклонение от нормы и как далеко продвинулись в стабилизации инфляционных ожиданий?
Инфляционные ожидания по оценке ЦБ примерно соответствуют от ожидаемого инфляционного импульса в следующие три месяца в годовом выражении, т.е. бизнес ждет инфляцию около 9% годовых.
За 3м – 18.5 п.п, за 6м – 18.9 п.п, за 12м – 21.9 п.п при пике 12м инфляционных ожиданий на уровне 23.1 п.п к фев.25, в 2024 – 22.7 п.п, в 2023 – 20 п.п, в 2021 – 20.6 п.п, в 2017-2019, когда инфляция соответствовала норме – 8.7 п.п.
Таким образом, фиксируется достаточный прогресс в сравнении с аномальными показателями 2024, но недостаточная стабилизация относительно нормы (все еще вдвое выше), но не так далеко от относительно мягких условий «новой нормальности» в 4кв22-2кв23 (17.9 п.п по ИО), когда ключевая ставка была 7.5%, а инфляция вблизи 4%.
Сброс избыточного инфляционного давления произошел, но до целевых показателей еще далеко, в целом, ситуация стала контролируемой, хотя прогресс закончился, по сути, в апреле, с тех пор стабилизация.
Пока нет факторов, которые бы разогнали ИО по образу и подобию 2024: это может произойти при резком ослаблении рубля (неизбежно будет, но может быть плавная девальвация), при опережающих темпах смягчения ДКП (крайне маловероятно), мощном бюджетном импульсе (скорее бюджетная консолидация, иначе дефицит разгонится к 8-10 трлн за год), разогреве внутреннего спроса (сейчас, наоборот, риски рецессии проявляются), изменении конфигурации внешних издержек (новые санкции, изменение структуры контрагентов) или при непредвиденной индексации тарифов.
С другой стороны, нет и значимого дезинфляционного триггера
в условиях рекордных структурных перекосов на рынке труда, сформированных санкционных ограничениях и при ресурсных и технологических ограничениях, препятствующих масштабированию производства.
С высокой вероятностью, некий баланс инфляционных ожиданий, сформированных с апр.25 будет поддерживаться до момента актуализации накопленных дисбалансов или внешних шоков.
Текущие относительно низкие (по меркам 2022-2025) и стабильные ИО могут выступить аргументом для Банка России в пользу снятия избыточной жесткости и нормализации нейтральной ставки, оставаясь в концепции жесткой ДКП.
Другими словами, если внешние шоки и внутренние дисбалансы не проявятся, а инфляция вместе с инфляционными ожиданиями останутся плюс-минус на текущих уровнях, это открывает пространство маневра для постепенного смягчения ДКП с выходом ключевой ставки в диапазон 12-14% в 1П26, но здесь многое зависит от макроэкономических условий.