Главное из заявления Алексея Заботкина по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики (ч.1)
Цели и принципы денежно-кредитной политики не изменились
Наша политика направлена на то, чтобы инфляция в стране была низкой и стабильной. Ценовая стабильность — это необходимое условие для сбалансированного и устойчивого экономического роста.
Наша цель в цифрах — годовая инфляция вблизи 4%. При этом мы считаем возможным снижение — но точно не повышение — целевого уровня в будущем. Когда и если такое решение будет принято, мы объявим о нем заранее. Фактическое снижение целевого уровня возможно за пределами прогнозного периода, то есть не ранее 2029 года.
Основные инструменты денежно-кредитной политики — это ключевая ставка и коммуникация. От уровня ключевой ставки зависят ставки по кредитам и депозитам, темпы роста кредита и денежных агрегатов, совокупный спрос в экономике, обменный курс рубля. Все это, в свою очередь, влияет на то, в какой мере спрос со стороны населения и компаний соразмерен текущим производственным возможностям. И насколько рост спроса согласуется с расширением этих возможностей в будущем. А уже это соотношение формирует динамику цен в экономике.
Нашу коммуникацию, то есть объяснение принятых решений по ключевой ставке, а также прогноз Банка России, в том числе прогнозную траекторию ключевой ставки, граждане и бизнес, участники рынка учитывают, когда принимают решения о том, стоит брать кредит и совершать крупные покупки и инвестиции или сейчас выгоднее, наоборот, делать сбережения. От этих решений зависит то, как быстро будет расти спрос на товары и услуги, а значит, и инфляция.
Поскольку денежно-кредитная политика влияет на инфляцию с течением времени, то при принятии решений мы опираемся на макроэкономический прогноз. Прогноз строится с помощью модельного аппарата, который мы постоянно усовершенствуем.
Важным принципом нашей политики остается режим плавающего валютного курса. Гибкий курс позволяет экономике быстрее подстраиваться под меняющиеся внешние условия. Благодаря плавающему курсу российские экономические власти, Банк России имеют возможность проводить самостоятельную, независимую от денежных властей других стран денежно-кредитную политику.
Чтобы эффективно контролировать инфляцию, необходимо доверие людей к нашей политике, снижение их инфляционных ожиданий. Для этого мы максимально оперативно и открыто говорим о наших решениях, объясняем их.
(ч.2)
Главное из заявления Алексея Заботкина по Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики (ч.2)
Текущая ситуация
В прошлом году инфляция превышала 4% четвертый год подряд. Более того, отклонение от цели даже увеличилось. Это произошло из-за мощного импульса к расширению внутреннего спроса, который существенно опередил возможности наращивания предложения. В ответ на это во второй половине года мы существенно ужесточили денежно-кредитную политику. Результаты мы уже можем наблюдать. Темпы роста цен в этом году планомерно и существенно замедляются. Полагаем, что достигнутой жесткости денежно-кредитной политики достаточно, чтобы по итогам 2026 года годовая инфляция вернулась к цели 4%.
Прогнозные сценарии
Базовый сценарий мы уже опубликовали в июле вместе с решением по ключевой ставке. Мы ожидаем, что годовая инфляция снизится до 6,0–7,0% в этом году, вернется к 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.
Сценарий «Дезинфляционный», как и в прошлом году, предполагает более высокую, чем в базовом сценарии, отдачу на инвестиции, осуществленные в последние годы.
Сценарий «Проинфляционный» сочетает в себе комбинацию внешних и внутренних факторов, под влиянием которых спрос сложится выше, а предложение ниже, чем в базовом сценарии.
Сценарий «Рисковый» предполагает усиление внешнеторговых противоречий, нарастание процессов деглобализации, повышение импортных пошлин в мире больше, чем в базовом сценарии, и сильное снижение темпов роста крупнейших экономик. Для российской экономики в этом сценарии предполагается также усиление санкционного давления.
Среди сценариев наиболее вероятный, конечно же, базовый.
(ч.1)