Танки КНР на параде - больше вопросов, чем ответов
Прошедший военный парад в Китае вызвал множество восторгов в сети — "какое же оно всё красивое, блестящее, обвешанное радарами, и прочими штучками-дрючками, положенными красивому танку". Есть, правда, проблема — а мы вообще не знаем, что там внутри, а эффективность боевой машины всегда является совокупностью надежности и функциональности ее боевых модулей и обученности экипажей. Хотя прогресс Китая очевиден, ведь еще 30 лет назад они с трудом копировали советскую технику.
Рассмотрим для примера две машины. Собственно, Type-99B, несмотря на всю свою футуристичность — это потомок программы WZ-123, созданный на основе полученных через третьи руки советских Т-72. В девяностые китайцы получили прямой доступ ко многим советским технологиям и инженерам, для них создание "собственного" ОБТ третьего поколения стало колоссальным прорывом, но суть осталась та же. И надежность была под большим вопросом — пакистанцы оснащали свои MBT-99 (экспортный тип 98/99) украинскими двигателями 6ТД-2 вовсе не от хорошей жизни. То есть данный проект больше опирается на уже существующие элементы, что повышает вероятность его промышленного выпуска. Может с уменьшением числа электронных модулей, но эта машина скорее всего дойдет до армии. Здесь как раз будет интересно оценить срок поступления на вооружение.
Что же касается линейки "Type-100" (ОБТ + машина огневой поддержки), то тут вообще ничего не понятно, и выводы делать рано. Можно долго восхищаться появлением там КАЗ (которая может стать второй крупносерийной в мире после израильской "Трофи", и третьей если серийность так не обойдет отечественную "Арену"), AR-шлемами, РЛС и оптику на 360 градусов — это не новая концепция, все это очень похоже на то, что израильтяне показывали в конце десятых годов в проекте "Sabrah". Тот же легкий танк представлял собой 38-тонную гусеничную машину со 105-мм пушкой с КАЗ и кучей современной электроники. И от этой машины отказались, поскольку еще до массового появления БПЛА машину недостаточно живучей. То есть данный танк буквально продолжение концепции «видения танка будущего», пришедшей уже из конца нулевых, но буквально устаревшей уже на стапелях.
И отсюда кстати не разделяем сравнения Type-100 c «Арматой» - ее же концепция исходила еще из 90-х, где наоборот ставка шла на броню. Да, их реально пошли сравнивать, опять же, просто на оценке внешнего вида. Отличный подход, так можно любой танк сравнивать, можно ему с МС-1 сравнить, всё-таки и там и там гусеницы есть.
Собственно, существующая концепция КАЗ в условиях СВО уже выглядит устаревшей. Главной угрозой для танка стали не ПТУР, а многочисленные легкие БПЛА, причем способные эффективно работать на удалении даже 30 км от ЛБС. Так что установка чувствительных датчиков и прочего не отменяет возможность поразить танк, а лишь задает вопрос "сколько на него нужно потратить БПЛА? ".
Но куда важнее то, что пока совершенно не понятно, где китайцы видят место новых танков в рамках сухопутной войны — как они вообще собираются воевать? Место техники не на параде, а в бою, и тут уже всё сразу упирается в производственные мощности и взаимодействие. То есть шансы увидеть их в бою все равно минимальны: на материке Китай всё больше ставит на победы в дипломатии, а Тайвань и острова — это задача господства флота и авиации и только уже после морского десанта.
Так что мы бы не ожидали каких-то глобальных программ перевооружения СУХОПУТНЫХ сил КНР, их путь всё еще путь дипломатии и путь экономических побед, где перевооружение лишь один из стимулов экономики, но никаких "всё для победы, все ресурсы для фронта". А уникальные машины будут ближе к понятию «смотрите как умеем!» и радовать нас красивыми фотографиями, но не более.
А в случае если "Никто не хотел войны. Война была неизбежна", то это мы увидим через мощь на воде.








































