Важная история для каждого родителя и подростка
Рано утром в моем благополучном московском районе Раменки пропал 13-летний мальчик. Ребенок ровесник моего брата, живущий в соседнем квартале, бесследно исчез. Телефон был выключен, геолокация не работала, не было никаких цифровых следов. Естественно, родители в ужасе.
К счастью, ближе к полудню ребенок нашелся живым. Но вернулся до жути напуганным. Его мама разрешила опубликовать эту историю, чтобы предупредить других. Вот что произошло.
Три недели психологического террора
Все началось с невинного общения. Мальчику написал сверстник из «лагеря». Они стали переписываться, и вскоре новый знакомый предложил встретиться. Чтобы заказать такси, он попросил выслать геолокацию. Ребенок отправил точку на карте и тут же получил в ответ стикер со смеющимся украинским военным и сообщение — «Спасибо за точку, нам это сильно поможет!»
Мальчик в панике удалил переписку, но это было только начало. Мгновенно на него обрушился шквал сообщений от «представителей» МВД и ФСБ. Его обвинили в тяжком преступлении, за которое «полагается 25 лет ему и его родителям», поскольку он несовершеннолетний. Мальчик начал оправдываться, что просто общался с мальчиком, но ему не верили.
Схема обмана
Мошенники заявили, что им «нужно убедиться, что доходы родителей не являются гонораром от ВСУ». Они приказали искать дома деньги и драгоценности. Ребенок искал, но ничего не нашел. Тогда преступники переключились на банковские приложения.
Его заставляли ночами тайком брать телефон отца, делать скриншоты счетов и переводов. Всю дорогу с ним были на связи ВСУ, указывая, что именно делать. Вчера мошенники наорали на него, заявив, что «всё очень долго» и что они «больше не будут возиться», а просто оформят его как соучастника.
В итоге со счетов были переведены все деньги. Финальным приказом, чтобы скрыть «секретную информацию», которую «не должны знать даже родители, иначе их посадят», ребенку велели разбить телефон отца. Что он и сделал.
Эта история шокирует. Но главный вопрос, который она заставляет задать себя — «Почему 13-летний ребенок был так запуган, что не позвонил родителям?».
Здесь ключевая роль должна ложиться на взрослых, которые окружают детей помимо родителей. На тренеров, учителей, классных руководителей. Если ребёнок боится сказать маме или папе из-за угрозы «вас посадят», он должен знать, что может позвонить тому, кому доверяет.
Важно выстраивать с детьми не формальные, а настоящие, человеческие, доверительные отношения.
Уже не первый год 13-14-летних детей обрабатывают подобным образом. Наша общая задача — создать для них безопасную среду, где они найдут поддержку и защиту, не оставаясь наедине со своим страхом.