Генерал-лейтенант США в отставке, бывший командующий Сухопутными войсками США в Европе Бен Ходжес дал любопытное интервью украинским СМИ. Приводим его перевод, без вопросов интервьюера:
Меня вдохновляет то, что президент Трамп наконец-то выразил готовность предоставить Украине оружие. Думаю, этот процесс будет продолжаться дольше, чем ему хотелось бы, ведь европейским странам еще предстоит принять решение по поставкам систем типа Patriot или другого вооружения.
Я бы хотел, чтобы он упомянул не только о Patriot, но и о средствах противодействия дронам и, что еще более важно, о способности Украины наносить удары по целям в глубине России.
Впрочем, по крайней мере, он дал сигнал, что готов разрешить поставки оружия в Украину.
Система Patriot является лучшим в мире для уничтожения баллистических ракет и вражеских самолетов, но она неэффективна против беспилотников. Patriot – это один из элементов, необходимых для защиты украинских мирных жителей и объектов инфраструктуры от российских атак. Не менее важна способность наносить удары по целям на территории России, в частности, по заводам, производящим «Герани», или по аэродромам, с которых взлетают самолеты для бомбардировки украинских городов.
Согласно международному праву, Украина имеет право на самозащиту, и это включает возможность наносить удары по целям на территории России. Важно, чтобы люди отдавали себе отчет: Украина не действует так, как Россия.
Россия ежедневно нарушает международное право и совершает военные преступления, намеренно выбирая мишенями гражданское население и объекты инфраструктуры. Украина же, наоборот, вероятнее всего будет сосредотачиваться на военной логистике, заводах по производству беспилотников и другого вооружения, а также на аэродромах.
Запуск ракеты в центр Москвы не поможет Украине – это лишь даст России повод для жалоб и может заставить некоторые страны сомневаться в необходимости дальнейшей поддержки. Однако я не думаю, что кто-то будет серьезно возражать против того, чтобы Украина наносила удары по законным военно-промышленным объектам где-нибудь в России.
Считаю, что российские системы противовоздушной обороны, безусловно, имеют определенную эффективность. Не каждый украинский БЛА или ракета смогут преодолеть их, но я уверен, что Генеральный штаб Украины и ГУР найдут способ достичь необходимых целей, как это уже было во время хорошо известной операции "Паутина".
Кстати, я также считаю вполне оправданным нанесение ударов по нефтегазовой инфраструктуре России, которая обеспечивает экспорт в Индию и Китай и является ключевым источником финансирования войны. Это законные цели.
Российская ПВО не способна защитить все. Убежден, что Украина найдет способ поразить те объекты, которые действительно имеют значение.
Украина уже доказала, что способна сдерживать Россию. После 11 с половиной лет войны Россия контролирует всего около 19% украинской территории. Российские ВВС уходят от полетов в украинском воздушном пространстве, а Черноморский флот практически исчез с оперативной арены.
России не удалось прервать поставку техники и боеприпасов из Польши. Нет никаких свидетельств того, что она способна прорвать или сломать украинскую оборону.
В то же время у Украины сейчас нет достаточных ресурсов, чтобы решающим образом вытеснить Россию. Так что без серьезных внешних изменений ситуация на фронте за год, вероятнее всего, останется похожей на нынешнюю.
Таким внешним фактором может стать либо решительное давление Запада на способность России экспортировать нефть и газ в Индию и Китай, либо масштабное предоставление Украине высокоточного дальнобойного вооружения.
Нет сомнений, что характер войны меняется прямо сейчас, и именно Украина очутилась в центре этой трансформации. БЛА и другие автономные системы стали мощным новым инструментом, но это не значит, что роль сухопутных войск утратила значение. Нельзя удерживать или захватывать территорию только с помощью дронов.
Я рассматриваю дроны как разновидность боеприпасов – оружие, которое следует грамотно интегрировать в общую концепцию военных операций.